Искусство инвестировать

IMG_1201

Любой более или менее успешный бизнесмен на каком-то этапе своей жизни начинает покупать предметы искусства. Такие приобретения не только тешат взгляд, но и считаются элементом хорошего тона и проявлением хорошего вкуса. Признаться, и сам имею слабость к коллекционированию современной украинской живописи и карпатской школы.

Теоретически, покупателей искусства можно разделить на три условные категории.

Бизнесмены из первой категории покупают только для себя: собирают коллекцию и хотят ее передать поколениям. Эти люди, хотя и уделяют достаточно большое внимание стоимости этой коллекции, не гонятся за прибылью.

Второй тип – смешанный: для себя и заработать. Коллекционеры собирают исключительно те предметы искусства, которые нравятся им лично, но при хорошем рынке и хорошей цене не прочь и расстаться с ними.

Третий тип покупателей приобретает предметы искусства в первую очередь с целью заработать. Сюда входят и классические инвесторы, и арт-инвестфонды.

Для любого из этих типов покупателей существует ряд юридических задач. Предмет art-law, или право искусства, уникален в постсоветских странах, но все больше проявляет себя.

Коллекционеры, которые собирают коллекцию  для себя, как правило, основное внимание уделяют происхождению картин, и, соответственно, главный акцент их деятельности все-таки уделяется провенансу. По статистике, где-то 45% коллекционеров стремятся покупать картины именно на аукционах, где происхождение предмета торга гарантировано. Хотя хорошо известна история покупки в 2005 году господином Вексельбергом в Лондоне на «Кристис» подделки картины Бориса Кустодиева за 1,7 млн фунтов стерлингов (почти $3 млн).

Для поддержания стоимости коллекции необходимо издавать ее публикации, проводить выставки. Любое передвижение предметов искусства – как через границу, так и в галереи или выставочные залы – требует правильного оформления, не говоря уже о страховке.

Такие коллекционеры на определенном этапе задумываются о том, что будет с коллекцией после них. Часто создаются  трасты, задача которых – обеспечить сохранность предметов искусства. Такой траст, как правило, управляет коллекцией, а также работает над повышением ее стоимости, сдавая в аренду музеям, проводя выставки и т.д.

Красивые деньги

Инвесторы, которые покупают предметы искусства с целью получения прибыли, исповедуют другой подход. Фактически, им все равно, какой именно предмет искусства они покупают –  старые книги, антикварную мебель, картины украинских, русских, исламских либо европейских художников. Самое главное –  стоимость. К сожалению, такие инвесторы действуют на свой страх и риск, полагаясь, в основном, на собственное чутье.

В западных странах давно существуют арт-фонды, которые диверсифицируют данное направление. Первый из них – «Медвежья шкура» – был создан во Франции в 1904 году и приобрел где-то 100 картин импрессионистов. Когда через 10 лет эти полотна были проданы, их средняя доходность составляла около 13% годовых.

Инвестировать в такие структуры продолжают пенсионные фонды развитых стран. Доходность может составлять  5-15% годовых. У суперуспешных фондов прибыль может достигать 30-50% годовых.

В мире существует более 50 подобных фондов. Как правило, собрав пул инвесторов, которые вносят от $100 000 до $300 000, они скупают ряд коллекций. Подход к скупке может быть очень разный – или диверсификация по периодам и направлениям, или выборка по одной стране, одному региону, но по разным периодам, а может быть просто оппортунистический подход. По данным иследования Дениса Белькевича, специалиста по инвестициям в искусство, директора Ukrainian Cultural Group, самая дорогая работа в портфеле, как правило, не должна занимать более 10-15% стоимости всех коллекций.

Создание и управление такого фонда также требует юридической работы, так как есть специфика инвестирования в предмет искусства. Несмотря на то, что рынок коллекционирования в Украине  достаточно хаотичен, он набирает обороты, и объем юридической работы, связанной с арт-рынком, также увеличивается. Сам, будучи коллекционером, я сталкиваюсь с вопросами, связанными с оформлением коллекции, с проверкой провенанса, с фиксацией истории, со сдачей коллекции в аренду, с созданием фондов, трастов для содержания коллекций, управления коллекцией, а также со спорами, связанными с произведениями искусства.

К сожалению, этот механизм в Украине пока не сильно распространен и не очень прибылен. В России существует ряд таких фондов: фактически, они действуют как паевые фонды.

Собрав коллекцию, фонд управляет ею от 3 до 10 лет. После этого он, собственно, начинает зарабатывать, распродавая коллекцию. Как правило, такой фонд не бывает убыточным. Есть мнение, что инвестиции в искусство – намного стабильнее, чем инвестиции в акции. Фондовые рынки могут рухнуть, а произведения искусства всегда будут что-то стоить.

Автор: Олег Мальский

Источник: Forbes

Leave a Reply